Существует и другое мнение: не следует торопиться и не стоит уделять подготовке к школе специальное внимание, дескать всё придёт само-собой, «вырастет-научится». Конечно, не стоит ждать «милостей от природы», но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать ,не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного только потому, что «другие дети уже умеют это». Надо дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребёнка. Следует помнить, что у детей, испытывающих неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.
Не все родители готовы работать с ребёнком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И всё же никто, кроме родителей, лучше не знает своего ребёнка. именно они могут найти самый эффективный подход к нему. Работать с ребёнком, учить его гораздо сложнее, чем просто играть. Нужно научиться не огорчать ребёнка своим недовольством и научиться не сердиться на него за непонимание и неумение.
Есть вопрос, который задают современные родители: когда заниматься? Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как же быть? Нужны ли для этого специальные занятия и специально отведённое время? Иногда возникает потребность в таких занятиях, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему», «отчего», «зачем», не лениться разъяснять, показать, обратить внимание малыша.
Однако знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Давая ребёнку информацию о различных понятиях, явлениях, можно использовать иллюстрации в книгах, открытки, картинки, чтобы научить ребёнка анализировать, выделять сходство и различие, помочь понять классификацию предметов и явлений.
У ребёнка перед школой должен быть определённый запас специальных представлений, который поможет ему усвоить школьный материал.
- Дети должны уметь различать пространственное расположение предметов ( верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т.д. ),
- Должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры ( круг, овал, прямоугольник, треугольник )
- Уметь различать величину предметов.
- Знать понятия : больше, меньше, часть, целое.
Хотелось бы напомнить родителям «непослушных», «трудных» детей, что их попытки привлечь внимание ребёнка к чему-то, могут быть безуспешными, если не проявить терпение и упорство. И в то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слёзы. Волнение, страх, досада, которые ребёнок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми. Старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а создаёт новые проблемы.
КАК ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
- Занятия должны быть короткими ( по 1—15 минут), так как способность ребёнка удерживать внимание ограничена.
- Регулярными (например, через день ), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения.
- Занятия следует начинать и заканчивать заданиями, которые ребёнок может выполнить.
- Не спешите переходить к другому заданию, пока предыдущее не сделано.
В 3 года ребёнок способен удерживать внимание на одном объекте, на одном задании, но плохо удерживает в память условие задачи, которое вы перед ним поставили, быстро отвлекается и легко переключается на более яркое, громкое. В этом возрасте трудны классификации, сличение, различение, выделение, сравнение. Ребёнок уже хорошо бегает, умеет бросать мяч, кататься на велосипеде, может расстёгивать молнии, кнопки, пуговицы. Легко строит башню из кубиков, складывает кубики по рисунку, может сложить пазл ( не более восьми частей, но медленно ). Умеет копировать круг, квадрат, прямые и пересекающиеся линии.
В 4 года ребёнок начинает планировать свою деятельность, более чётко удерживать в памяти условие задачи. Но ещё трудно довести задание до конца, сосредоточить своё внимание на изменениях предмета, совей деятельности. Совершенствуются способности выделять, сравнивать, различать, но этот процесс ёще труден. Ребёнок хорошо использует в работе обе руки и именно в этом возрасте формируется чёткое предпочтение правой или левой руки. Может скопировать треугольник и самостоятельно нарисовать круг и квадрат без образца. Уже знает и умеет писать некоторые буквы ( соотношение штрихов может быть не правильным и зеркальным ). Словарный запас приблизительно 1500 слов.
В 5 лет дети умеют и любят планировать свою деятельность, хорошо воспринимают и удерживают инструкцию, могут сосредоточенно, без отвлечений работать 10-15 минут. Способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сопоставление. Детям доступны точные и координированные движения, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик, застёгивать мелкие пуговицы. Они хорошо рисуют, правильно и точно ( соблюдая размеры,пропорции, соотношение штрихов) копируют геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Словарный запас около 2000 слов.
раскрыть » / « свернуть